Герои нашего времени
- Эфир: 19 марта 2011

«Несчастна та страна, которая нуждается в героях», – сказал немецкий писатель Бертольд Брехт. Поэт Евгений Евтушенко согласился и добавил: «Но еще несчастнее страна, которая нуждается в героях, а их нет». Что означают понятия «герой» и «героическое»? Какие поступки и мотивы делают человека героем? Как в героях отражается эпоха? Кто кого формирует – герой эпоху или – наоборот? Кого наши соотечественники считают героями своей истории?
Инновации по Вернадскому
- Эфир: 12 марта 2011

В.И. Вернадский относится к тем великим ученым, идеи которого не теряют актуальности спустя годы. Его научные интересы были чрезвычайно широки: от биологии и геологии до проблем радиоактивности. Влияет ли его научное наследие на сегодняшнюю науку? Востребовано ли оно? Развивают ли его сегодняшние научные программы и исследования? Почему многие идеи Вернадского осталось невоплощенными?
Человек в информационном обществе
- Эфир: 26 февраля 2011

По данным социологов, через 30 лет доля интернет-пользователей в России достигнет 95%. За эти годы нашей стране предстоит сделать огромный рывок для построения «информационного общества», ведь войти в XXI век можно только владея новейшими информационными технологиями. Что делают сегодня ученые и практики для создания «информационного общества»? Какова современная индустрия, направленная на получение в России информации нового качества?
Образование и система ценностей
- Эфир: 19 февраля 2011

Опросы социологических служб в нашей стране показывают, что образование не входит в число главных приоритетовсовременного человека. Это означает, что ни общество, ни школа не формируют у детей и подростков соответствующего запроса. Каким должно стать образование, чтобы оно могло отвечать вызовам времени, соответствовать целям модернизации, формировать у молодых людей систему нравственных ценностей и готовить их к взрослой жизни?
Философия и вызовы времени
- Эфир: 12 февраля 2011

Сегодня потребность в философском осмыслении бытия ощущается с особой остротой. Мы потеряли старые жизненные ориентиры и ищем новые. Однако выработка нового мировоззрения – сложная и долгая работа. Как сегодняшняя философия отвечает на вызовы времени? Дает ли она ответы на вопросы, которые стоят перед человеком?Гость про
Новые материалы и нанотехнологии
- Эфир: 5 февраля 2011

Ученые обещают, что скоро настанет время, когда, открыв газету, вместо обычных иллюстраций мы обнаружим видео. И это – благодаря супертонкой электронной бумаге, разработанной с помощью нанотехнологий. Какие свойства приобретают материалы, в которых используются наноструктуры? Почему ученые называют их «новыми материалами»? В каких областях науки и производства находится ближайший потенциал применения нанотехнологий?
Архитектура – зеркало жизни
- Эфир: 29 января 2011

Ни один вид искусства не демонстрирует состояние и настроение общества столь наглядно и очевидно, как архитектура. Современная Москва – это стремительно развивающийся крупнейший мегаполис мира. В ее нынешней архитектурной эклектике трудно увидеть гармонию и единство. Но именно это, возможно, отражает наилучшим образом то, что сегодня с нами происходит.
Высокие технологии в космосе
- Эфир: 22 января 2011

Высокие космические технологии – важнейший фактор развития цивилизации в XXI веке. Именно на их основе создаются программы по исследованию космического пространства, дистанционного зондирования Земли, системы космической связи нового поколения. Какие перспективы для науки и экономики открывают эти технологии? Смогут ли они обеспечить новый уровень жизни и безопасности человека?
Магия слова
- Эфир: 15 января 2011

Когда говорят о сохранении культурного наследия, прежде всего имеют в виду материальные объекты – памятники архитектуры и искусства. Однако существует и нематериальное наследие наших предков – устный фольклор, различные обрядовые и знахарские практики, вербальные магические тексты. Каким образом сегодня мифологизируются эти элементы культуры? Как решается задача их сохранения?
Будет ли раскрыт код мозга
- Эфир: 18 декабря 2010

Мышление, разум, познание, память – именно на это обращено сегодня внимание ученых, представляющих самые разные научные дисциплины, которые объединяет нейронаука. Обладаем ли мы свободной волей? Как мозг принимает решения? Как его структуры определяют наше восприятие, эмоции, мышление? Как нашему мозгу удается конструировать в доли секунды изо всех параллельно происходящих процессов восприятия одну общую картину действительности?