Архив

15.10.2011
Подводный флот России: судьба и перспективы

Подводный флот России был создан 105 лет назад. Как складывалась история подводного флота России, а затем – СССР? Каково состояние российского подводного флота сегодня? Как на нем отражается нынешнее состояние науки? Зачем сегодня нужен атомный подводный флот? 

08.10.2011
Экология технологий

Высокие технологии несут человеку не только комфорт. Ученые бьют тревогу из-за того, что зависимость человека от них стремительно растет, а технологическое пространство все больше отделяет его от природы. Может ли произойти полное замещение природной среды технологической? Как избежать ситуаций, когда технологии выходят из-под контроля?

01.10.2011
Ускорение исторического времени

Ученые считают, что сегодня происходит стремительное сжатие исторического времени: каждый новый период короче предыдущего почти в три раза. За счет чего ускоряется время? Происходит ли это равномерно во всех регионах мира? Как эти процессы отражаются на состоянии умов и на судьбе человечества в целом?

24.09.2011
Конвергенция наук и технологий

По мнению гостя программы, сегодня возник новый научно-технологический уклад, базирующийся на объединении и взаимопроникновении наук и технологий. Как трансформировалась наука? Как менялась ее парадигма по мере развития цивилизации? Как новая научно-технологическая ситуация должна обеспечить прорывное развитие человечества в XXI веке? 

17.09.2011
Перспективы фундаментальной науки

Какая фундаментальная наука нужна современной России? Возможен ли плодотворный диалог между учеными, властью и бизнесом?  Нужно ли «возвращать» уехавших ученых? Как привлечь в науку молодых?

10.09.2011
Культура в современном мире

Культуры различных стран в эпоху глобализации развиваются путем взаимодействия и взаимопроникновения, создавая общее культурно-информационное пространство для искусства, науки, образования. Как влияют эти процессы на многовековые культурные устои? Не сделают ли они мир однородным?  Можно ли считать СССР примером успешного сосуществования самобытных культур? Какова судьба мультикультурализма в современной России?

18.06.2011
Математические этюды

Математик Николай Андреев – автор уникальной  коллекции мультимедийных математических этюдов для школьников.  Это короткометражные фильмы, созданные с помощью компьютерной графики, рассказывающие о математических задачах так увлекательно, что даже те, кто раньше математику никогда не любил, начинает ею интересоваться.

04.06.2011
Человек и животное в городе

Животные живут рядом с нами не одну тысячу лет, но мы знаем о них немного. Дикие животные удовлетворяют наше любопытство в зоопарках, а домашние удовлетворяют наши эмоциональные потребности дома. Как живется животным в городе? Как они приспосабливаются к нашему техногенному миру? Понимаем ли мы друг друга?  Что бы они нам сказали, если б умели говорить?

28.05.2011
Взрослые задачи для молодых ученых

Судьба молодых ученых – это не только  судьба российской науки, но и будущее самой России. Как поддержать талантливую молодежь, посвятившую себя науке? Как остановить «утечку мозгов»?  Как сохранить преемственность поколений и наилучшим образом использовать потенциал научных школ?

21.05.2011
Искусство в 21веке: эволюция или кризис

Сегодня многие опасаются того, что засилье массовой культуры превратит искусство в инструмент регресса. Какого положение искусства в современном мире? Как влияет на него коммерциализация? Будет ли искусство выполнять свою миссию «двигателя» духовного развития человечества в 21 веке?

14.05.2011
Диалог с космосом

Для того чтобы исследовать околоземное пространство, необязательно отправлять в Космос пилотируемые ракеты или автоматические аппараты. Его освоение возможно с помощью особых лучей – мощных потоков электромагнитного излучения. Что дает такая диагностика? Можно ли с ее помощью обнаружить опасные для Земли астероиды? Открывает ли она перспективы для освоения далеких миров?

23.04.2011
Русская общественная мысль как наука

Сегодня Россия пребывает в состоянии глубокого мировоззренческого кризиса. Он связан с тем, что, отвергнув марксистско-ленинскую доктрину, современная политическая наука взамен ничего не предложила. Поможет ли созданию новой концепции общественного развития изучение трудов мыслителей прошлого? Можно ли у них найти ответы на сегодняшние вопросы?