Архив

04.02.2012
От неандертальца к homo sapiens: загадки эволюции мозга

Палеогенетика изменила сегодняшние теории происхождения человека, а изучение геномов нас самих и наших предков позволило ответить на некоторые вопросы, касающиеся его эволюции. Чем отличается мозг современного человека от мозга неандертальца и человека из Денисовой пещеры? Как изменились функции мозга? Продолжает ли он эволюционировать?

28.01.2012
Энергетика: альтернативные источники и новые технологии

 Известно, что «лицо» времени, экономики определяет энергетика. Какими источниками энергии сегодня пользуется человечество? Справедливы ли опасения, что нам грозит  энергетический кризис? Какие сегодня есть альтернативы природно-сырьевым источникам и каков их процент в общем производстве энергии?

21.01.2012
Физика вооружает медицину

Последние несколько десятков лет происходит мощное вторжение методов физики в различные области медицины. Прежде всего, речь идет о лазерно-информационных технологиях. Какие болезни можно диагностировать и лечить с помощью лазера? Каковы перспективы этого взаимодействия?

24.12.2011
Фундаментальная наука и фундаментальное образование

Петр I высказал в свое время идею о «триединой композиции» – Академия наук, университет и гимназия. Лауреат Нобелевской премии Жорес Иванович Алферов реализовал эту идею, открыв Академический университет, который объединяет научно-исследовательские лаборатории, университетские кафедры и лицей «Физико-техническая школа». 

17.12.2011
Наука в Сибири: традиции и инновации

У научной школы Сибири долгая история и богатые традиции. Построенный в советское время Новосибирский академгородок – прообраз современных инноградов. Как вернуть сибирской науке былую славу? Можно ли с помощью науки и инновационных технологий сделать Сибирь современной и процветающей? 

10.12.2011
Наш современник Михайло Ломоносов

М.В. Ломоносов – первый русский ученый-энциклопедист. Нет ни одной научной дисциплины, в которой бы он не сделал открытие. Почему у Ломоносова не было мирового признания? Почему до 100-летнего юбилея Ломоносова о нем не вспоминали на его Родине? Почему сегодня так важно помнить о его научном и культурном наследии?

03.12.2011
Что скрывает “темная материя”

Гость программы – лауреат премии Президента РФ в области науки и инноваций для молодых ученых за 2010 год «за цикл работ в области физики элементарных частиц и фундаментальных проблем эволюции Вселенной». Почему Вселенная расширяется? Из каких частиц состоит темная материя и темная энергия?

26.11.2011
Новая гипотеза происхождения человека

В 2008 году в Денисовой пещере в горах Алтая нашли фалангу пальца древнего человека. После тщательных исследований научный мир облетела сенсация: открыт новый вид человека. Чем отличается человек из Денисовой пещеры от неандертальца? Как повлияло это открытие на представление ученых о молекулярно-генетическом дереве человека?

19.11.2011
Исследование Луны: новейшие технологии

Гость программы – лауреат премии Президента РФ 2010 года за разработку уникального космического нейтронного детектора ЛЕНД и получение с его помощью новых результатов в изучении Луны. Что планировалось найти на Луне, и какие реальные результаты и сведения  получены?

12.11.2011
Русское зарубежье и мировая культура

Культурное наследие русской эмиграции – феномен, требующий осмысления. Каков вклад уехавших из России писателей, ученых, деятелей искусства в мировую культуру? Правы ли те, кто утверждает, что существуют две русские культуры?  В чем особенность эмигрантской культуры?

29.10.2011
Новые биотехнологии в медицине

Беседа с лауреатом премии Президента РФ в области науки и инноваций для молодых ученых 2009 года за исследования по разработке технологий получения биоразрушаемого полимера биопластотана Екатериной Шишацкой. Какова судьба этих технологий? Внедряются ли они сегодня в медицине и находят ли отклик в производственных и коммерческих структурах?

22.10.2011
Нравственная ответственность ученых

Кроме ответственности ученого как гражданина, у него есть ответственность за новые знания, которые он несет людям. Должны ли ученые отказываться от исследований, которые чреваты возможной опасностью? Как совместить ответственность ученого с необходимостью творческой научной свободы?