Архив

16.02.2008
Метаморфозы русского языка

Как сегодня живет и развивается русский язык? Нуждается ли он в спасении от экспансии иностранных языков и ненормативной лексики? Насколько мощно сегодня звучит в мире русское слово? Растет или убывает его международный престиж? Нужны ли специальные меры для решения всех этих проблем?

19.01.2008
Кризис сознания

Сегодня многие говорят о кризисе цивилизации, человеческой личности, сознания. Признаки этого, несомненно, наблюдаются и в науке, и в культуре, и в искусстве. Но человек обладает уникальной возможностью выявлять и осознавать кризисные состояния своего бытия, определять их причины и намечать пути преодоления. Можно ли в кризисе увидеть нечто позитивное - то, что вызывает брожение мысли, конкуренцию идей, и в конечном итоге приводит к появлению новых возможностей?

02.01.2008
Наука быть здоровым

Медики считают, что третья мировая война уже идет. Это невидимая война между человечеством и вирусами, которых становится больше и которые приспосабливаются к все более совершенствующимся лекарствам. На эту войну идут средства, сопоставимые с военными расходами. Способен ли человек противостоять этому натиску? Может ли его организм рассчитывать на собственные ресурсы?

22.12.2007
Волшебная сила слова

Магические тексты возникли в глубокой древности. С помощью заклинаний наши предки пытались воздействовать на природу. С помощью слова они лечили друг друга, «заговаривали» болезни, сводили друг с другом счеты, вызывали чувство любви. К какому жанру относятся эти вербальные магические тексты? Что это - литература, фольклор или форма религии? Какое влияние они оказали на развитие культуры? Сохранились ли они до наших дней?

08.12.2007
Простые тайны мироздания

Наука вплотную подошла к фундаментальным проблемам мироздания. Ученые ждут, что в XXI веке произойдет радикальный пересмотр вопросов о строении материи, об источниках энергии, о законах природы. Какой материей наполнена Вселенная? Из каких частиц она состоит? Что такое «темная материя» и «темная энергия?» Какие ожидания связаны с работой нового ускорителя LHC, который скоро начнет работать в ЦЕРН?

10.11.2007
Генеалогия: путешествие в прошлое

Рано или поздно каждый человек задумывается о своих корнях: кто были его предки, где они жили, чем занимались. И когда он начинает искать ответы на эти вопросы, он пускается в увлекательное путешествие в прошлое. Причем не только свое, но и всей страны: ведь история каждой семьи - это ожившая история государства.

27.10.2007
Мир глазами младенцев

Сегодня психологами разработаны методики, позволяющие узнать, как воспринимают мир только что родившиеся дети. С какими способностями они приходят на этот свет? Как начинается их познание мира? Какими они видят своих родителей? Может ли младенец осваивать одновременно несколько языков? Как и когда проявляется одаренность, гениальность?

20.10.2007
Три тайны Луны

Загадочный спутник Земли - Луна - достижим и необитаем. Это один из самых притягательных объектов как для изучения, так и для колонизации. Почему сегодня так вырос интерес к этой планете? Что там надеются найти земляне? Какие тайны хотят раскрыть ученые?

24.09.2007
Многоликая Вселенная

Вселенная, ее рождение, строение, будущее - это проблемы занимают не только умы ученых, но и простых людей, которые задаются вопросами о том, кто мы, где мы живем, что такое Космос, что нас ждет в будущем, есть ли другие миры и т.д. Наука космология непрерывно развивается, и на каждом новом витке появляется новое знание. Сегодня можно утверждать, что сценарий рождения Вселенной дополнился очень важными новыми деталями. Вселенная - это самовоспроизводящаяся мультисистема, утверждает наш сегодняшний гость

10.09.2007
Думают ли животные?

Ученые уже давно открыли у животных наличие элементарного мышления. Что они вкладывают в это понятие? Как именно «мыслят» животные? Все ли животные наделены таким мышлением? Кто из них «самый умный»? Что такое язык-посредник, с помощью которого люди и животные учатся понимать друг друга?

09.09.2007
Мы учим историю, или история учит нас

Каждый народ хочет знать свою историю и гордиться ею. Как мы обращаемся со своим прошлым? Является ли наша история уроком для нас, или мы хотим ею манипулировать? Могут ли быть полезными уроки русской истории для американского народа, а для российского – уроки американской? Как сохранить и передать потомкам те знания, которыми мы сегодня обладаем?

27.08.2007
Зачем человеку “искусственный” разум?

Мечты фантастов о создании искусственного разума не только воплощаются в жизнь, но и превосходят их ожидания. Ученые создают новейшие технологические системы, берущие на себя некоторые функции интеллекта человека. Какие задачи можно будет решать с помощью таких систем? Что нового о человеке и мире мы узнаем с их помощью?