Медиа-холдинг
«Очевидное - невероятное»

119234 г. Москва, ГСП-1, Ленинские горы, МГУ, д. 1, стр. 46,
здание экономического факультета, оф. 138
Тел/факс.: +7 495 939-42-66
E-mail: info@ochevidnoe-neveroyatnoe.ru

Попова Светлана Владимировна

  • C 2018 года Руководитель Управления информационной политики и пресс-службы Российской академии наук;
  • Главный продюсер и директор телекомпании "Очевидное - невероятное".

Светлана Попова стояла у истоков создания нового телевидения в бывшем СССР. В начале Перестройки вместе со своими коллегами создала первую в стране независимую телекомпанию «Взгляд и другие» и стала ее генеральным директором. В последующие годы была продюсером ряда рейтинговых телепрограмм и многих сегодняшних «звезд» телевидения.

В 1992 году стала генеральным директором и главным продюсером телекомпании «Мастер ТВ». Выпускала программы: «Портрет на фоне», «Матадор», «Оба-На», «Лотто-Миллион», «Смак».

В эти годы как PR-технолог организовывала избирательные компании многих ведущих политиков страны.

Капица Сергей Петрович и Попова Светлана Владимировна

С 2000 по 2006 год была главным редактором и главным продюсером Главной редакции спецпроектов телекомпании «ТВ Центр». Работала над программами «Версты», «Газетный дождь», «Антимония», «Слушается дело».

В 2002 году состоялась встреча Светланы Поповой с Сергеем Петровичем Капицей, после которой была восстановлена и вновь открыта программа «Очевидное – невероятное». С этого времени продвижение и пропаганда науки и культуры стало приоритетом в деятельности Светланы Поповой.

С.В. Попова выступила продюсером ряда документальных фильмов, успешно прошедших в эфире федеральных каналов «Россия 1» и «Россия К» («Культура»). Среди них: «300 писем в Кремль», «Десять заповедей Льва Ландау», «Добрый день Сергея Капицы», «Академик Исаак Халатников: совершенно не секретно», «Телемемуары Ирины Антоновой», «Пространство внутреннего света» (о поэте Очировой А.В.) и др.

В сотрудничестве с Патриархией были созданы документальные фильмы, посвященные церковным Соборам и деятельности Святейшего Патриарха Кирилла.

Попова Светлана Владимировна

В 2010 году С.П. Капица доверил С.В. Поповой руководство журналом «В мире науки / Scientific American».

В 2011 году был запущен международный научно-технологический Интернет-портал «Научная Россия / Scientific Russia», главные партнеры которого – Российская академия наук и Московский университет.

Постоянными финансовыми партнерами журнала и Интернет-портала в течение долгих лет являются компании А.Б. Усманова «Телекоминвест» и «Петер-Сервис». В 2013 году С. Попова стала главным продюсером и директором программы «Идеи, меняющие мир». Программа выходит на телеканале «Россия 24» и является совместной работой телеканала «Россия 24», телекомпании «Очевидное – невероятное» и журнала «В мире науки».

С 2013 года С.В. Попова – советник президента РАН В.Е. Фортова по СМИ и связям с общественностью. В этом качестве осуществляла взаимодействие Академии наук и связанных с ней организаций со СМИ, решала многие коммуникативные проблемы с партнерами РАН, обеспечивала PR-сопровождение научных открытий и исследований, реформы Академии наук.

С мая 2017 года – советник по СМИ и связям с общественностью и.о. президента РАН В.В. Козлова.

В глобальной деревне

В глобальной деревне

Почему вместо газеты за утренней чашечкой кофе мы выбираем просмотр видео? Это мозг деградирует или мы приспосабливаемся к новым условиям? Правда ли, что обработка информации стала менее качественной? Почему общество из «читающего» превратилось в «смотрящее» или «слушающее»? Мы собрали ответы на эти вопросы в одном месте. Читайте и смотрите сами. 

Информация ежедневно буквально сыплется на нас со всех сторон. Даже находясь на рабочем совещании, замечаешь, как на телефон то и дело приходят новые сообщения: уведомления от Telegram-каналов, семейных чатов и почтовых сервисова. Современный человек живет в условиях постоянно увеличивающихся информационных потоков. 

По пути на работу, при выборе товара в супермаркете, во время просмотра любимого сериала в интернете: важно понять, как обуздать эти потоки данных. 

Справляться помогают дарованные природой органы чувств. Зрение, слух, обоняние, осязание и вкус дают возможность воспринимать реальность. У каждого человека есть склонность усваивания информации: для кого-то лучше прочитать, а для кого-то – послушать. Есть и такие, которым легче дается запоминание посредством осязательных ощущений. Такие склонности свойственны не только отдельным людям, но и всему обществу в определенный период истории. Такие глобальные изменения происходят благодаря науке и новым технологиям, которые дают возможность хранить и передавать информацию. 

Исследованиями в этом направлении занимался Маршал Маклюен. В своей книге «Галактика Гуттенберга. Сотворение человека печатной культуры» он доказывает, что огромный скачок в восприятии произошел благодаря изобретению Иоганна Гуттенберга -  печатному станку XV века.

 Это — некая точка отсчета, где визуальное восприятие берет свое начало благодаря печатным книгам. По мнению Маклюена, ХХ век с появлением новых медиа - радио и телевидения снова изменил способ восприятия информации, вернув его на аудиальный манер. 

Внутри глобальной деревни все стало визуальным. Помимо СМИ и наружной рекламы, наше сознание «бомбардируют» и другие визуальные источники с экранов гаджетов, билбордов, банкоматов, терминалов и прочих устройств. Мы считываем такие данные, и оттого мир становится похожим на паутину, интертекстуальным, где ведущая роль у визуальности. А  сознание запрограммировано на постоянное схватывание, переработку и передачу информации. 

 

Что такое глобальная деревня?

В научный оборот термин ввел Маршал Маклюен в середине ХХ столетия. Ученый использовал его в основном метафорически для описания Всемирной информационной сети. Суть в том, что внутри нее, подобно маленькой деревне, расстояния между людьми стерты. Но благодаря технической возможности, этой сети расстояние теряет значение, ведь «дотянуться» до собеседника можно в любую точку мира, где есть сеть.  Сближаются культуры, традиции, мировоззрения и ценности. А скорость обмена информацией помогает молниеносно реагировать на происходящее, принимать и распространять информацию.

Визуальная коммуникация 

Когнитивная основа визуальной коммуникации — одновременное задействование обоих полушарий головного мозга. Это позволяет не только донести все нужное максимально эффективно, но и усвоить.

С.Л. Рубинштейн писал, что изначально человек сформировался как «существо оптическое». 75% получаемой информации приходится именно на зрение, которое дает нам подлинное восприятие мира. И зрение – это вовсе не пассивное восприятие. Мир образов складывается из рассматривания, анализа и изучения. 

Psychosearch

Зрительный процесс – это «схватывание» нескольких характерных признаков объекта: круглая форма мяча или теплый блеск солнца. А несколько линий и точек легко воспринимаются как «лицо». 

Мы привыкли осматривать объект последовательно, ощупывая взглядом самые значимые элементы. На них задерживается взор, потому что такие «маяки» несут сведения о самой сути изображения. Исходя из содержания объекта и зрительных задач, в момент восприятия происходит распределение точек фиксации на объекте, последовательность, в которой взор переходит от одной точки фиксации к другой.

Зрительные задачи бывают нескольких видов:

  • Обнаружение, опознание (узнавание), идентификация, когда фиксируется только наличие объекта;
  • Отнесение его к широкому классу объектов (по обобщенным характеристикам класса);
  • Идентификация – сравнение объекта с другим, который уже имеется в памяти.

Гуттенбергова галактика расширяется

Визуальные коммуникации сначала существовали в виде наскальной живописи, а теперь стали новым визуальным способом общения (откройте вкладку emoji на своем смартфоне). Возьмем, например, дорожные знаки. Все это тоже про визуальную составляющую.  

Кадр из фильма «Эмодзи. Язык картинок»

И нельзя точно сказать: хорошо это или плохо. Это данность. Мозг человека пластичен, он быстро подстраивается под любые условия. Также и с информационными потоками. Обработка информации стала менее качественной и глубокой, если сравнивать с «читающими» XIX-XX веками. Речь об изменениях внутри такой визуальности, когда от печатного текста для повышения скорости обработки информации мы переходим к доступному видеоряду. Клиповая картинка дешифрует в сознании заложенный в ней смысл. И все это происходит мгновенно, чтобы поспеть за неуемными информационными потоками по пути к эволюции мировосприятия человечества. 

Фото на главной странице: Psychosearch.ru

Фото на странице: mixcloud

Источник: Материал портала «Научная Россия» — В глобальной деревне

Лекции на портале «Научная Россия»