Медиа-холдинг
«Очевидное - невероятное»

119234 г. Москва, ГСП-1, Ленинские горы, МГУ, д. 1, стр. 46,
здание экономического факультета, оф. 138
Тел/факс.: +7 495 939-42-66
E-mail: info@ochevidnoe-neveroyatnoe.ru

Сергей Петрович Капица

Сергей Петрович КапицаРодился 14 февраля 1928 года в Кембридже (Великобритания).

Семейная династия Сергея Петровича внесла огромный вклад в развитие не только России, но и мировой цивилизации. Его дед, академик Алексей Николаевич Крылов, выдающийся ученый-кораблестроитель, олицетворял интеллектуальную мощь Российской империи начала ХХ века. Отец, Петр Леонидович Капица – великий физик-экспериментатор, инженер и мыслитель, лауреат Нобелевской премии, член более 30 академий и научных обществ мира. Его брат, Андрей Петрович Капица – известный географ, почетный профессор МГУ и член-корреспондент РАН.

С семи лет жил в Москве, однако говорил по-английски без акцента, как коренной англичанин.

Окончил Московский авиационный институт.

Свою научную деятельность начал в 1949 году. Был инженером в Центральном аэрогидродинамическом институте им. профессора Н.Е. Жуковского (1949–1951), младшим научным сотрудником в Институте геофизики (1951–1953), научным сотрудником, заведующим лабораторией Института физических проблем РАН (1953–1992), главным научным сотрудником Института физических проблем им. П.Л. Капицы РАН.

Работал в таких областях физики, как сверхзвуковая аэродинамика, земной магнетизм, прикладная электродинамика, физика элементарных частиц.

С 1956 года Сергей Капица преподавал общую физику в Московском физико-техническом институте (МФТИ). В 1961 году стал доктором физико-математических наук. В 1965 году получил звание профессора. В качестве заведующего кафедрой МФТИ (1965–1998) активно внедрял самостоятельность студентов еще с советских времен.

В 1973 году С.П. Капица опубликовал книгу «Жизнь науки», которая послужила предпосылкой к появлению телепрограммы «Очевидное – невероятное». В том же году стал ее ведущим. Программа выходила в эфир почти 40 лет. Сергей Петрович занимает второе место в Книге рекордов Гиннеса и перовое в Российской книге рекордов Гиннеса  как телеведущий с самым долгим стажем ведения программы. В 2008 году получил специальный приз «ТЭФИ» за личный вклад в развитие российского телевидения.

С 1977 года принимал активное участие в Пагуошском движении ученых.

В 1983 году организовал издание в СССР русской версии журнала Scientific American под названием «В мире науки», был его главным редактором.

Профессор С.П. Капица был членом Европейского физического общества, Мирового института науки, Международной федерации аэронавтики, Римского клуба, Европейской академии, Международной академии гуманизма, Манчестерского литературного и философского общества, Мировой академии наук и искусств, Совета по культуре и искусству при Президенте РФ, Академии российского телевидения, целого ряда других обществ.

Ему принадлежат научные работы в области сверхзвуковой аэродинамики, земного магнетизма, ускорителей частиц, прикладной электродинамики, синхротронного излучения, ядерной физики, истории науки, методики и теории образования. Работы Сергея Капицы в области прикладной электродинамики привели к разработке и созданию микротрона. В последние годы занимался исследованием глобальных проблем – демографической революцией, динамикой роста населения Земли, применением в прогнозах будущего теории динамических систем и широко известных методов теоретической физики и синергетики. Создал феноменологическую математическую модель гиперболического роста численности населения Земли.

Сергей Петрович Капица – лауреат Государственной премии СССР (1989 г.), международной премии Калинги ЮНЕСКО (1979 г.), Премии Президиума РАН за вклад в популяризацию науки (1995 г.). Награжден орденом Почета за большой вклад в развитие отечественного телерадиовещания и многолетнюю плодотворную работу (2006 г.), орденами Почета и Св. Станислава.

Хорошо известна общественная деятельность С.П. Капицы. Выступал на слушаниях в Сенате США, неоднократно обсуждал вопросы мирового развития и места России в мировом сообществе с Генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном, Карлом Саганом, послами ООН. На заседании Генеральной ассамблеи ООН Сергей Петрович Капица не только представлял интеллектуальную элиту России среди 18 наиболее известных интеллектуалов планеты, но и стал их лидером в обсуждении актуальнейшей проблемы мира – диалога между цивилизациями. Читал курс лекций памяти Джулиуса Оппенгеймера в Лос-Аламосе, неоднократно выступал с докладами в Королевском Институте Лондона. С.П. Капица официально вошел в список интеллектуальной элиты планеты.

Профессор Капица – автор сотен монографий и статей, изданных в ряде стран мира, имел 14 патентов. Подготовил десятки докторов и кандидатов наук.

Сергей Петрович занимался экстремальными видами спорта. В 1967 году в окрестностях Сиднея спускался в одну из глубочайших пещер Австралии. Много лет занимается подводным плаваньем с аквалангом, имеет удостоверение дайвера под номером 0002. Управлял самолетом.

Сергей Петрович имел британский паспорт, часто посещал Великобританию, где имел дом, построенный еще его отцом.

Входил в состав редакционных коллегий изданий:

  • 1961–1993 – журнал «Природа»;
  • с 1974 – издание «Классики науки»;
  • 1970–1982 – журнал «Ускорители заряженных частиц»;
  • с 1991 – международный журнал Рubliс Undеrstаnding оf Sсiеnсе (Лондон);
  • с 1992 – журнал Skерtiсаl Inquirеr (Нью-Йорк);
  • с 1994 – международный журнал «Здравый смысл».

"Триединство" науки, искусства и религии

"Триединство" науки, искусства и религии

15 мая в одном из павильонов Гостиного двора открылась выставка двух современных художников — Александра Васильева-Липецкого и Екатерины Лебедевой — добрых друзей Сергея Петровича Капицы. Экспозиция получила многозначное название «Триединство», которое авторы расшифровывают в самых неожиданных вариациях.

Александр и Екатерина — муж и жена, два самых близких друг другу человека, раскрывающихся в своих картинах как единое целое, дополняемое третьим — вдохновением или божьим откровением, присутствующим в каждой картине. Это «триединство» отражает философскую теорию двух авторов: по их мнению, все сущее сегодня состоит из трех составляющих — материи, информации и энергии. Эта прямая аналогия к религиозному триединству Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа напрямую связывает другие три области человеческой жизни — науку, искусство и религию. Художники уверены, что развивающиеся сегодня по отдельности наука, религия и искусство должны стать единым, чтобы вместе постичь внутренний мир человека, его эмоции, впечатления и воспоминания. И наука, и религия, и искусство — каждая из этих трех областей много веков пыталась сделать это самостоятельно, но так и не смогла объяснить, что движет человеком и каков его внутренний мир.

«На мой взгляд, наука сегодня должна обратиться в сторону искусства и религии, — рассказывает нам сама Екатерина Лебедева. — Именно эти три единства — наука, искусства и религия — должны вместе сотрудничать для постижения и изучения того, что на самом деле мало изучено на сегодняшний момент. Мы очень много знаем про другие планеты, у нас колоссальные достижения в области компьютерных технологий. Но, как ни странно, мы совершенно не знаем про самого человека. И внутренний мир человека для науки абсолютно закрыт. Конечно, есть исследования головного мозга, есть исследования нервной системы, но именно внутренний мир и возможности человека — они не всегда связаны с движением ног или работы печени. Они связаны часто с чем-то другим. В этом направлении работают искусство и религия — постигают внутренний мир человека.»

Живопись Александра и Екатерины — путь к материализованному представлению информации, проводник в глубины человеческого подсознания, катализатор давно забытых эмоций, воспоминаний, впечатлений. У каждого человека они свои — индивидуальные, отличные от эмоций других людей. Эта индивидуальность и оригинальность эмоций и воспоминаний каждой отдельно взятой личности — уникальное проявление его внутреннего мира, который и делает его живым человеком. И потому восприятие картин у каждого человека будет свое — именно этого и ждут художники от гостей выставки.

«— Что же отличает человека от программы? Что доказывает, что наш интеллект — не искусственный, а настоящий?, — продолжает Екатерина Лебедева. — Это наши впечатления, воспоминания. Если у вас есть воспоминания, вы чувствуете себя человеком. И вот здесь на помощь приходит иммерсивная живопись [от английского глагола to immerse — «погружаться» — прим. НР]. Смысл иммерсивной живописи в том, что подсознание зрителя вступает в контакт с произведением искусства, и от этого у человека «всплывают» впечатления или воспоминания, и создается уникальный образ. Мой муж — Александр Васильев-Липецкий — как раз пишет иммерсивные картины, особенно это видно в его пейзажах. Два человека могут одновременно любоваться пейзажем, и один скажет: «Это же улица в Москве!», — а другой скажет: «Да нет же, это берег моря!». И они оба будут абсолютно правы, они будут видеть именно то, что они видят. И им будет казаться, что это практически реализм. Все дело во впечатлениях и подсознании.» 

Сам Александр Васильев-Липецкий признался, что его творчество нельзя рассматривать лишь под одним углом: "— Здесь нет однозначного подхода, я ушел от этого. Здесь нет канонических сюжетов. Я стремился передать музыку".

Открытие выставки было действительно "семейным": не только потому, что художники связаны как творческими, так и семейными узами, но и потому, что здесь присутствовали самые близкие друзья и родные Александра и Екатерины. Важно отметить, что "Триединство" воплотилось не только в творчестве художников, но и в их семье — у Александра и Екатерины трое детей, которых они также ласково называют своим "Триединством". Авторы уверены, что такое многозначное раскрытие этого слова в их жизни совершенно не случайно.

Выставка продлится с 15 по 17 июня в павильоне №270 в Гостином дворе. 

Источник: Материал портала «Научная Россия» — "Триединство" науки, искусства и религии

Лекции на портале «Научная Россия»