Медиа-холдинг
«Очевидное - невероятное»

119234 г. Москва, ГСП-1, Ленинские горы, МГУ, д. 1, стр. 46,
здание экономического факультета, оф. 138
Тел/факс.: +7 495 939-42-66
E-mail: info@ochevidnoe-neveroyatnoe.ru

Сергей Петрович Капица

Сергей Петрович КапицаРодился 14 февраля 1928 года в Кембридже (Великобритания).

Семейная династия Сергея Петровича внесла огромный вклад в развитие не только России, но и мировой цивилизации. Его дед, академик Алексей Николаевич Крылов, выдающийся ученый-кораблестроитель, олицетворял интеллектуальную мощь Российской империи начала ХХ века. Отец, Петр Леонидович Капица – великий физик-экспериментатор, инженер и мыслитель, лауреат Нобелевской премии, член более 30 академий и научных обществ мира. Его брат, Андрей Петрович Капица – известный географ, почетный профессор МГУ и член-корреспондент РАН.

С семи лет жил в Москве, однако говорил по-английски без акцента, как коренной англичанин.

Окончил Московский авиационный институт.

Свою научную деятельность начал в 1949 году. Был инженером в Центральном аэрогидродинамическом институте им. профессора Н.Е. Жуковского (1949–1951), младшим научным сотрудником в Институте геофизики (1951–1953), научным сотрудником, заведующим лабораторией Института физических проблем РАН (1953–1992), главным научным сотрудником Института физических проблем им. П.Л. Капицы РАН.

Работал в таких областях физики, как сверхзвуковая аэродинамика, земной магнетизм, прикладная электродинамика, физика элементарных частиц.

С 1956 года Сергей Капица преподавал общую физику в Московском физико-техническом институте (МФТИ). В 1961 году стал доктором физико-математических наук. В 1965 году получил звание профессора. В качестве заведующего кафедрой МФТИ (1965–1998) активно внедрял самостоятельность студентов еще с советских времен.

В 1973 году С.П. Капица опубликовал книгу «Жизнь науки», которая послужила предпосылкой к появлению телепрограммы «Очевидное – невероятное». В том же году стал ее ведущим. Программа выходила в эфир почти 40 лет. Сергей Петрович занимает второе место в Книге рекордов Гиннеса и перовое в Российской книге рекордов Гиннеса  как телеведущий с самым долгим стажем ведения программы. В 2008 году получил специальный приз «ТЭФИ» за личный вклад в развитие российского телевидения.

С 1977 года принимал активное участие в Пагуошском движении ученых.

В 1983 году организовал издание в СССР русской версии журнала Scientific American под названием «В мире науки», был его главным редактором.

Профессор С.П. Капица был членом Европейского физического общества, Мирового института науки, Международной федерации аэронавтики, Римского клуба, Европейской академии, Международной академии гуманизма, Манчестерского литературного и философского общества, Мировой академии наук и искусств, Совета по культуре и искусству при Президенте РФ, Академии российского телевидения, целого ряда других обществ.

Ему принадлежат научные работы в области сверхзвуковой аэродинамики, земного магнетизма, ускорителей частиц, прикладной электродинамики, синхротронного излучения, ядерной физики, истории науки, методики и теории образования. Работы Сергея Капицы в области прикладной электродинамики привели к разработке и созданию микротрона. В последние годы занимался исследованием глобальных проблем – демографической революцией, динамикой роста населения Земли, применением в прогнозах будущего теории динамических систем и широко известных методов теоретической физики и синергетики. Создал феноменологическую математическую модель гиперболического роста численности населения Земли.

Сергей Петрович Капица – лауреат Государственной премии СССР (1989 г.), международной премии Калинги ЮНЕСКО (1979 г.), Премии Президиума РАН за вклад в популяризацию науки (1995 г.). Награжден орденом Почета за большой вклад в развитие отечественного телерадиовещания и многолетнюю плодотворную работу (2006 г.), орденами Почета и Св. Станислава.

Хорошо известна общественная деятельность С.П. Капицы. Выступал на слушаниях в Сенате США, неоднократно обсуждал вопросы мирового развития и места России в мировом сообществе с Генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном, Карлом Саганом, послами ООН. На заседании Генеральной ассамблеи ООН Сергей Петрович Капица не только представлял интеллектуальную элиту России среди 18 наиболее известных интеллектуалов планеты, но и стал их лидером в обсуждении актуальнейшей проблемы мира – диалога между цивилизациями. Читал курс лекций памяти Джулиуса Оппенгеймера в Лос-Аламосе, неоднократно выступал с докладами в Королевском Институте Лондона. С.П. Капица официально вошел в список интеллектуальной элиты планеты.

Профессор Капица – автор сотен монографий и статей, изданных в ряде стран мира, имел 14 патентов. Подготовил десятки докторов и кандидатов наук.

Сергей Петрович занимался экстремальными видами спорта. В 1967 году в окрестностях Сиднея спускался в одну из глубочайших пещер Австралии. Много лет занимается подводным плаваньем с аквалангом, имеет удостоверение дайвера под номером 0002. Управлял самолетом.

Сергей Петрович имел британский паспорт, часто посещал Великобританию, где имел дом, построенный еще его отцом.

Входил в состав редакционных коллегий изданий:

  • 1961–1993 – журнал «Природа»;
  • с 1974 – издание «Классики науки»;
  • 1970–1982 – журнал «Ускорители заряженных частиц»;
  • с 1991 – международный журнал Рubliс Undеrstаnding оf Sсiеnсе (Лондон);
  • с 1992 – журнал Skерtiсаl Inquirеr (Нью-Йорк);
  • с 1994 – международный журнал «Здравый смысл».

Елена Резник: "Важна всеобщая стратегия преодоления пандемии"

Елена Резник: "Важна всеобщая стратегия преодоления пандемии"

Медики всего мира столкнулись с неизвестным врагом. Как никогда жизни многих пациентов зависят от профессионализма, трудолюбия и самоотверженности врачей. Некоторым пришлось сменить профиль работы и применить все свои знания и умения в борьбе с COVID-19. По мнению врача-кардиолога и преподавателя Елены Резник, врачи всё чаще сталкиваются с негативным отношением общества. Почему так происходит? Как в этих условиях развивается медицинское образование? Об этом и не только — наша беседа с Еленой Владимировной Резник.

Елена Владимировна Резник − доктор медицинских наук, профессор, заведующая учебной частью кафедры госпитальной терапии № 2 лечебного факультета Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н.И. Пирогова, врач-терапевт, кардиолог, врач функциональной диагностики Городской клинической больницы имени В.М. Буянова.

— Медицинское сообщество столкнулось с настоящим вызовом. Проявляются ли в этой ситуации аспекты, на которые в будущем стоит обратить особое внимание?

— Действительно, пандемия стала настоящим вызовом для медицинского сообщества и для всего мира.

С начала распространения COVID-19 в Китае и в Европе в нашей стране пристально следили за информацией о развитии событий. Российская система здравоохранения, в особенности московская, успела подготовиться к встрече с вирусом. Было проведено перепрофилирование многих стационаров под лечение пневмоний и коронавирусной инфекции, подготовлены инфекционные койки для лечения больных. С начала марта в аэропортах дежурили выездные бригады врачей. Они проводили термометрию, анкетирование, брали мазки на коронавирус у лиц, возвращавшихся из эпидемиологически неблагоприятных регионов, госпитализировали или направляли на самоизоляцию заболевших и контактных лиц, чтобы уменьшить количество заболевших.

Но долгое время многие не осознавали, а в некоторых регионах до сих пор не все осознают серьезность ситуации. Те, кто должны были сидеть дома в добровольной самоизоляции, отправлялись в салоны красоты, торговые центры и так далее. Люди с симптомами ОРВИ, под маской которой может протекать коронавирусная инфекция, а также те, кто совместно с ними проживает, продолжали работать. Люди с диагностированной при компьютерной томографии вирусной пневмонией возвращались домой на общественном транспорте и т.п. После введения социального мониторинга пациенты на ранних стадиях заболевания и при легких формах не обращались за помощью. Всё это привело к тому, что количество заболевших оказалось гораздо больше, чем могло бы быть.

Ситуация была для всех новой и неожиданной. Она показала, что крайне важна реакция на вызовы не только системы здравоохранения, но и реакция всего общества. Необходимо, чтобы официальные СМИ своевременно распространяли среди широких слоев населения научно-обоснованные объективные особенности ситуации, с которой все мы столкнулись. В потоке противоречивой информации людям сложно разобраться, они зачастую начинают выбирать то, что удобно и привычно для них.

Из презентации Е.В. Резник

Из презентации Е.В. Резник

Крайне важна всеобщая стратегия преодоления пандемии. Для этого необходимо привлечение экспертов — врачей-эпидемиологов, вирусологов, терапевтов, пульмонологов, реаниматологов и др. медицинских специалистов, психологов, а также необходима разработка и демонстрация математических моделей. С помощью таких моделей можно наглядно показать количество заболевших при естественном течении инфекционного процесса и соблюдении противоэпидемических мероприятий, рассчитать их стоимость и прогнозируемую эффективность. На основании объективной и грамотно преподнесенной информации возможно формирование понимания происходящего, ответственности за себя и окружающих и мотивации населения для соблюдения санитарных норм. Только так реакция населения на принимаемые меры будет адекватной и осознанной. И в этом случае не потребуется жестких форм контроля за соблюдением карантина. И можно будет быстрее справиться с вызовом.

Не могу не отметить ситуацию с заражением медицинских работников. У многих коллег развились двусторонние пневмонии, потребовалось назначение 3-4 видов антибиотиков. Около 300 из 3814 погибших в нашей стране — медики. Крайне важно обратить внимание на профилактику заражения среди медицинских работников, достаточное количество средств индивидуальной защиты. Ведь даже при достаточном количестве коек в стационаре и машин скорой медицинской помощи без наличия нужного количества незараженных врачей, среднего и младшего медперсонала невозможно адекватное оказание помощи больным людям.

Важно понять, что гибель, эмоциональное выгорание, посттравматический синдром среди врачей могут отбросить нашу медицину назад в прошлое. А этого нельзя допустить.

— Мне всегда казалось, что люди, которые идут учиться на врача — невероятно волевые и трудолюбивые. Ведь медицинское образование — это огромный пласт знаний и практических умений. Так ли это? Или в действительности всё еще сложнее?

— Медицинское образование — это, действительно, сложная сфера, которая требует изучения и понимания большого объема информации, практический опыт. Помимо этого, необходимо постоянно, практически всю жизнь, повышать свою квалификацию, изучать новые взгляды на механизмы заболеваний, подходы к лечению.

И несмотря на все это, иногда мы действительно не можем помочь так, как бы нам этого хотелось. Не от того, что мы не хотим помогать, просто существуют другие объективные вещи, которые не зависят от врача. К сожалению, результат длительного неправильного образа жизни и вредных привычек не всегда можно обратить вспять с помощью методов медицины.

Часто реакция общества и средств массовой информации на отдельные действия врачей не совсем адекватная. Да, бывают неоднозначные ситуации, и, действительно, и в медицинской сфере имеет место халатность, безграмотность. Но мы делаем все возможное, чтобы снизить такие случаи до минимума. Важно, чтобы оценку в сложных неоднозначных случаях давали медики, ведущие специалисты в соответствующих областях медицины.

Из презентации Е.В. Резник

Из презентации Е.В. Резник. Другие слайды доступны по ссылке.

Даже сейчас в условиях пандемии, когда врачи рискуют собственной жизнью, общество не всегда ценит их самоотверженность. Это, кроме всего прочего, очень сильно влияет и на выбор ВУЗа сегодняшними школьниками. Насколько они захотят поступать в медицинские ВУЗы после того, что произошло, — пока не ясно.

Хочется, чтобы отношение общества к медицинским работникам изменилось. Ведь медиками становятся талантливые, волевые и трудолюбивые люди, которые реально хотят помогать окружающим и делают всё, что в их силах.

Я уверена, что эта одна из самых важных и нужных профессий. И, конечно, хочется, чтобы самые ответственные и одаренные молодые люди шли в медицинскую область.

Меня часто спрашивают — какие у вас студенты? Конечно, все они разные. Иногда и я встречаю тех, кто пошел в медицину, не зная, что это такое. Им достаточно тяжело дается обучение, и зачастую, они не идут работать по специальности. Но много и тех, кто учится по призванию — они понимают важность образования, осознают, чем хотят заниматься. Такие способные и трудолюбивые ребята становятся в дальнейшем настоящими профессионалами.

— Медицина развивается стремительно. Как современным врачам и тем, кто только начинает учиться, поспеть за этим развитием?

— Конечно, медицина не стоит на месте. И поспеть за развитием сразу всех ее сфер невозможно. Именно поэтому после 6 лет обучения начинается специализация. Успеть за новостями в какой-то одной области, в которой работает врач, реально. Как правило, вне пандемии информация существенно обновляется каждые 3-5 лет.

Если человек грамотный, целеустремленный, настроенный на получение новой информации, он с легкостью ее найдет. К тому же проводится множество конференций, на которых специалисты могут обмениваться идеями, мыслями, опытом. Информация распространяется также в виде вебинаров, статей на русском и английском языках.

В последние годы темпы работы в здравоохранении были очень высокими. В связи с оптимизацией нагрузка на врачей стала колоссальной. Очень хочется вернуться к параметрам до оптимизации. Ведь в условиях большого объема работы поспеть за новой научной информацией достаточно тяжело.

Тем не менее, есть врачи, которые стараются следить за новостями. Остается надеяться, что после пандемии введут меры по снижению нагрузки на врачей. Тогда поспеть за научной информацией будет значительно легче.

— Как преподавателю и практикующему врачу — сложно ли вам совмещать две этих важных деятельности?

— Это, конечно, сложно, но, с другой стороны — крайне необходимо. Если преподаватель — теоретик, и не имеет опыта работы с пациентами, то передать знания студентам будет очень сложно (я бы даже сказала — невозможно).

Это наша работа, наша любимая работа. И, наверное, такое отношение позволяет нам успешно совмещать преподавательскую деятельность и врачебную практику, а иногда и научную.

— Сейчас многие врачи столкнулись с необходимостью переквалификации. Насколько сложно так быстро менять профиль? И вообще возможно ли это?

— Конечно, для любого врача тяжело менять привычный профиль. Сегодня среди врачей, которые лечат людей от COVID-19, встречаются и офтальмологи, и хирурги, и гинекологи. Некоторым приходится работать в реанимации. Подготовить терапевта, пульмонолога, реаниматолога за неделю нереально. Но в условиях пандемии не было выбора. Это вынужденная мера.

Я надеюсь, что после победы над пандемией, статус врача повысится, как и количество людей, которые захотят идти в медицину. Очень важно в медицинском вузе выделить большее количество часов обучения для преподавания терапии во время обучения студентов и большее количество мест в ординатуре выделять для подготовки терапевтов. Как показала практика — система здравоохранения очень в них нуждается.

— Как медики будут возвращаться к работе в рамках своей специализации?

— Не думаю, что вернуться к работе по своей специальности будет сложно. Сейчас важная задача — убедить людей на фоне снижения количества заболевших продолжать соблюдать противоэпидемические мероприятия. Без этого врачи, которым пришлось переквалифицироваться, могут не скоро вернуться к привычной деятельности.

— Что бы вы пожелали молодым ребятам, которые решили стать врачами? Особенно тем, кто будет поступать в этом году на фоне эпидемиологической ситуации?

— Я буду рада, если ребята, которые хотели стать врачами, сохранят свое стремление даже на фоне происходящих событий. Я желаю им стать хорошими специалистами в будущем. Важно понимать, что это огромный труд. Чтобы стать профессионалом и востребованным специалистом, нужно потратить немало сил на обучение и практическую деятельность.

Я желаю им сохранить огонь внутри — желание помогать людям на долгие годы. И для начала, поступить, конечно же. По возможности впитать всю информацию, которую им готовы дать преподаватели. И, разумеется, желаю им удачи и здоровья!

 Интервью осуществлено при поддержке Министерства науки и высшего образования и Российской академии наук

Источник: Материал портала «Научная Россия» — Елена Резник: "Важна всеобщая стратегия преодоления пандемии"

Лекции на портале «Научная Россия»